Курское отделение АКМ
Главная | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 18.02.2018, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Вы за Красную Оппозицию?
Всего ответов: 75
Главная » 2008 » Июль » 22 » В России сужается возможность получения реального образования
В России сужается возможность получения реального образования
20:13

В России сужается возможность получения реального образования

  Если информация о том, что некоторые правительственные структуры вынашивают идею отмены учебных отпусков для студентов заочников и вечерников, окажется правдой, то это вряд ли уж слишком сильно ухудшит то положение с условиями для учебы, как очников, так и заочников, которое уже есть. Просто потому, что эти отпуска, оставшиеся в законодательстве от советского времени, на практике работодатель в большинстве случаев и так уже не предоставляет. За исключением сугубо государственных учреждений, работодатели просто внятно дают понять работникам, что если они хотят работать в данной фирме, им не надо просить таких отпусков. В лучшем случае дают возможность в сессионное время получить отпуск за свой счет либо очередной оплачиваемый.
  Вообще, это давно замеченная манера российской власти последних десятилетий – она сначала не исполняет законодательство сама и создает условия для неисполнения его другими субъектами, а потом объявляет: "Так оно же все равно не действует! Давайте уж отменим неработающие законы!". Так было, в частности, в случае с "монетизацией льгот" и во многих других. А вообще эта ситуация описана еще в "Записках о кошачьем городе" Шэ Лао. Там, скажем, начинают жители города употреблять наркотики – а власть, вместо борьбы с наркоманией, объявляет: "Растет количество нарушений закона. Отменим закон, запрещающий их употребление – не будет и нарушений". Кончилось все это для города довольно печально. Как и для режима горбачевщины, также любившей забавляться этим приемом.
  Причем среди доводов для отмены учебных отпусков представители власти называют предельно абсурдные: например, ссылаются на то, что некой крупной корпорации пришлось оплачивать непрофильное хореографическое обучение для своих сотрудников. Предоставление платного отпуска – это реализация конституционного права гражданина России на образование Ну и что? Если корпорация хочет оплачивать профильное обучение в целях подготовки для себя профессиональных кадров, она не учебные отпуска должна давать сотрудникам, она должна брать перспективных из их числа и направлять на платную учебу за свой счет на дневном отделении. Предоставление платного отпуска вечернику или заочнику – это не программа подготовки кадров для данной корпорации, это реализация конституционного права гражданина России на образование, - за которое, в частности, должен платить и работодатель негосударственной сферы. Откуда в стране возьмется технологический прорыв, если все больше и больше будет сужаться реальная возможность получения реального образования?
  А этот процесс уже идет в стране. Выпускники школ подготовлены все хуже и хуже. А когда чудаковатому министру образования Фурсенко (никогда не работавшему в сфере образования) объясняют, что нововведения лишь разрушают то лучшее, что ранее было и в старой русской императорской, и в советской системе образования, он заявляет: "Так ведь все равно советская школа разрушена! Давайте проводить наши реформы!". То есть действует по тому же принципу – сначала разрушает на деле, а потом предлагает разрушение узаконить.
  Более того, по данным исследования ВЦИОМ, вполне лояльного власти центра, почти 50 % студентов начинают работать уже во время учебы в институте. Можно предположить, что здесь имеется даже определенное лукавство: 50 % не начинают работать, а уже работают во время учебы. Разница в том, что в последнем случае реально начинают работать почти все: если на первых курсах работающих еще мало, то к старшим во многих вузах работают почти все.
  Отличие работающего студента дневного отделения от студента-вечерника в том, что если для второго все же предполагается разведение работы и учебы – днем работает и вечером учится, при ряде льгот в рамках рабочего режима и формально существующем праве на учебный отпуск, то работающий дневник заведомо никаких льгот не имеет и учиться формально должен именно в рабочее время. Если ему удается работать вечером, значит, он не готовит задания к семинарам и не работает в библиотеке, если работает днем, значит, откровенно прогуливает основные занятия.
  Негосударственные вузы с этим бороться просто бессильны: если они начнут оценивать учебу студента адекватно, придется их отчислять, то есть терять оплачивающих учебу клиентов, идти на заведомые и серьезные материальные потери. Государственные вузы пытаются этому противодействовать, вводя, в частности, систему оценки знаний, требующих постоянного присутствия на семинарах. Но тогда учеба в вузе по технологии опускается до уровня школьной – проверка на уроке домашнего задания на уровне "выучил – не выучил", а необходимое для вуза право студента самому организовывать свои усилия в течение семестра оказывается нереализованным. С другой же стороны, в силу массовости явления и здесь ему противостоять не удается в полной мере. Довод: "Да, я не выучил. Потому что работал!" становится универсальным. И в том случае, когда студент действительно работал, и в том, когда он просто просидел это время в баре. Теоретически, даже если он работал, это его не оправдывает. И в ответ на эту фразу преподаватель должен был бы сказать: "Успешной работы. Но только без того, чтобы числиться в нашем вузе", поставить неуд и запустить механизм отчисления. Все равно работающий студент-дневник на самом деле в большинстве случаев никогда и ничего не выучит. Но, даже выводя за скобки специфические возникающие в этом положении ситуации, преподаватель, который и сам получает гроши, понимает, насколько существующие условия отличаются от того положения, в котором он сам находился во время своей учебы. Современная образовательная практика, по сути, оказывается формой классовой сегрегации Ведь основное отличие студента современного, если он не выходец из социальной группы, где родители берутся полностью покрывать его текущие потребности во время учебы, или если он просто не хочет оказываться в финансовой зависимости от родителей в силу юношеских комплексов и фобий, заключается в том, что при всей не великости советской студенческой стипендии на нее все же можно было прожить (пусть и достаточно стесненно), тогда как на современную стипендию студент прожить практически не может.
  Советская студенческая стипендия составляла 30-40 рублей. Нынешняя еще недавно была равна 400 рублей. Потом выросла до 600 и в последнее время составляла 1000 рублей. Если сравнивать в долларовом исчислении, советская составляла около 50-70 долларов – сегодня это было бы от 1200 до 1300 рублей: уже больше сегодняшней тысячи. Однако в последние годы, в связи с особенностями изменения структуры цен и падающим долларом (не забудем, что в реальной покупательной способности в России в последние лет пять доллар упал примерно в два раза, то есть сегодняшний доллар – это не более полудоллара 70-80-х гг., того, который стоил 60 копеек), это исчисление стало более чем ненадежным. По большому счету, твердый "брежневский" рубль – это примерно 150 рублей нашего времени. В любом случае – не менее ста, но в целом действительно тяготеет к 150. Значит, студенческая стипендия в 30 рублей сегодня была бы адекватна 4 500 рублям. А в 45 рублей – повышенная – примерно 7000 рублей. Это – действительно та цифра, при которой студент, во всяком случае, имел бы возможность жить, сосредоточившись на учебе.
  Конечно, кто-то все равно шел бы на подработку – но именно на подработку, как шли на нее студенты советского времени. Но это была бы подработка к уровню, достаточному для жизни, как и тогда это была подработка именно к имеющемуся невысокому, но минимально достаточному уровню. И разница здесь заключалась бы в том, что это было бы реализацией выбора – подрабатывать и жить лучше, или не подрабатывать и жить на минимум, но освобождать время для учебы, тогда как сегодня у студента такого выбора нет – он не может не работать, если не остается на иждивении родителей, если те имеют еще возможность его содержать.
  И при такой стипендии – в 4500-7000 рублей – преподаватель имеет полное право сказать студенту, заявившему как причину незнания свою работу: "Коллега, это Ваши проблемы, меня это не интересует", а сейчас он этого сказать не может – потому что знает, что студент не имеет выбора – работать или не работать во время своей учебы на дневном отделении.
  Государство и предприниматели обрекают страну на исчезновение квалифицированных кадров. Государство наносит удар по образованию, вынуждая студента вместо учебы зарабатывать себе деньги на пропитание. Предприниматели наносят удар по образованию, отказывая студентам-вечерникам в оплачиваемых учебных отпусках и лоббируя перед государством узаконивание своего беззакония. А вместе они делают общее дело: обрекают страну на исчезновение квалифицированных кадров, если они не являются выходцами из элитарных и материально высоко обеспеченных семей. То есть, по существу, современная образовательная практика, отношение к молодежи в этой сфере, по сути, оказывается формой классовой сегрегации, запрета на полноценное образование для определенных классовых и социальных групп.
  Наряду с идиотизмом "Болонской системы", ЕГЭ, тестовыми методиками и прочими безграмотными новациями экспериментаторов в области образования, эта практика, в конечном счете, ведет к тому, чтобы лишить страну массовых высококвалифицированных кадров, оставив в качестве "образования" систему слегка обученных лиц инструктивного тренда, неспособных ни к модернизации производства, ни к научным открытиями, ни к созданиям новых видов техники.
  А главное, чего, в общем-то, не хотят понять властные кураторы образования в России, - что учиться надо не по совместительству, а в качестве основного занятия. А для обеспечения такой возможности (если мы признаем, что студент – все-таки тоже человек) его денежное содержание, положенное ему государством, должно быть таким, чтобы он мог учиться в качестве основного занятия в этот период своей жизни. А если уж обстоятельства лишили его такой возможности и он вынужден работать и учиться вечером, то государство должно ему гарантировать время и возможность для полноценной учебы в таком формате.
  И стоит заметить, что названная цифра – 4500-7000 рублей – это, по большому счету, лишь немного больше уровня, признанного в стране уровнем прожиточного минимума. Или власть полагает, что для студента этот минимум не рассматривается в качестве такового?

 

Сергей Черняховский

Просмотров: 1309 | Добавил: TovarishMauzer | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
АВАНГАРД КРАСНОЙ МОЛОДЕЖИ АКМ-Новосибирск Сайт Движения НРСПЛ РКСМ(Б)! За волю!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Хостинг от uCoz